Москва. Москва. Москва. Мудрец. Муж. — история и происхождение пословиц.

Москва

И москва не сразу не вдруг строилась.

Всякое большое дело начинается с малого, с течением времени приобретая размах; на развитие какого-л. явления нужно время. Говорится обычно в оправдание медленного развития событий.

Пословица отражает факт длительной застройки и постепенного разрастания Москвы. В летописях она впервые упоминается при князе Юрии Долгоруком, под 1147 г., хотя археологические раскопки свидетельствуют о поселениях на месте Москвы еще в IX-X вв. С начала XIII в. Москва становится центром Московского княжества, с XIV в. — Великого княжества Московского, со второй половины XV в. — столицей единого Российского государства, крупным торгово-ремесленным и культурным центром. Даже после перенесения столицы России в Петербург при Петре Первом 1712 Москва продолжала оставаться второй столицей до возвращения ей столичного статуса в 1918 г.
Русская пословица о Москве имеет немало параллелей в других языках; укр.: «Киев был не сразу построен»‘, франц. «Париж не строился в один день»‘, польск. «Рим не строимся за один год»‘, англ., франц., нем. «Рим не строился за один день»; нем. «Аахен Кельн за один день не строился» и под. Они демонстрируют общность представлений разных народов о том, что строительство больших городов требует больших усилий и немалых затрат времени.
Странно только одно: почему люди, получившие даже высшее образование, так отвертываются от наших небольших предприятий; пословица говорит- и Москва не вдруг строилась… Д. Мамин-Сибиряк. Сестры. Ночей спать не будет, а лес на избу заготовит. Иначе какой он хозяин? Мамка теперь уже глазе прогнивших углов не сводит. Погоди маленько. Не сразу Москва строилась. Сперва лес, а потом уж стены. Ф. Абрамов. Братья и сестры. Строиться будем. Целый поселок вокруг МТС планируют. Дома финские привезут,.. В своем домике будем жить, сад разведем, цветы под окнами… — А скоро это? — Не сразу Москва строилась. Эх, Стешка! Обожди, встанем на ноги. В. Тендряков. Не ко двору. Не унывай, Алексей -душа, не унывай! Не сразу Москва строилась. Сегодня не понял — завтра поймешь. Вот погоди, разовьешься побольше, многое станет доступным. Г. Марков. Отец и сын.

Ср.: Лиха беда начало.


Москва

Москва от копеечной свечки свечи сгорела загорелась.

Ничтожные причины могут вызвать крупные события, мелочи — привести к серьезным последствиям.

Копеечный — дешевый, стоимостью в одну копейку.

В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства, доселе тлевшая в груди его, и тогда он совершает дела, о коих до сего ему не случалось и грезить, которым даже после он сам едва верует. Есть простая пословица: «Москва сгорела от копеешной свечки!» М. Лермонтов. Вадим. От копеечной свечи Москва загорелась — так и тут. Одно неосторожное слово может воспламенить сотни сердец, воспламенить бесплодно и несвоевременно. М. Салтыков-Щедрин. Мелочи жизни. — У страха глаза велики… Вы всегда из мухи слона делаете. Чихнет солдат, а вы уже готовы видеть в этом потрясение основ — иронизировал Гобято. — От копеечной свечки, говорят, Москва сгорела. А, Степанов. Порт-Артур. Но уже первые инъекции свободы подорвали организм, оказавшийся не таким могучим: выяс-нилось, что его подвергали просто не тем испытаниям. История знает подобные примеры с крупными явлениями: Москва сгорела от копеечной свечки, а Петр боялся не шведов, а тараканов. П. Ваиль. Поэзия и правда.

Вар.: Москва от денежной свечки свечи сгорела.
Ср.: От малой искры сыр-бор загорается загорелся.


Москва

Москва слезам не верит.

Слезы не могут оправдать проступок человека, его вину, ошибки и т. д.; плачем, мольбой ничего не достигнешь. Говорится, когда чьи-л. слезы, сетования не вызывают сочувствия.

Пословица возникла в период возвышения Московского княжества и централизации Русского государства, которые шли во многом и за счет притеснения населения и жестоких поборов с других городов и княжеств. В народе росло недовольство такими поборами, возникали споры о величине уплаты, о том, кто должен нести воинскую повинность и т. д. Чтобы разрешить эти споры, в Москву из разных городов направлялись челобитчики, со слезами просящие царя справедливо рассудить правых и виноватых. Таких просителей нередко наказывали крайне жестоко, чтобы устрашить недовольных. Нередко жестокие наказания производил и сам московский царь, видящий в жалобах челобитчиков акт народного недовольства политикой централизации. Это и породило целый ряд пословиц о жестокости, мздоимстве и несправедливости московских правителей, их чиновников и о бедности и бесправии простого люда: Москву не разжалобишь; Москва принос любит; Москва по чужим бедам плачет; Живучи на Москве, пожить и в тоске; Москва что доска, спать широка, да везде гнетет; Хотел мужик с Москвы сапоги снести, а рад с Москвы голову снести; Москва бьет с носка, а Питер бока повытер; Бей челом на Туле, ищи в Москве; В Москве толсто звонят, да тонко едят; Москва стоит в болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят. Самой популярной из них оказалась пословица Москва слезам не верит.
Взгляните, говорит, на мои слезы. ~- Что ж, — говорю, дружок, слезы? — слезы слезами, и мне даже самой очень тебя жаль, да только Москва слезам не верит, говорит пословица. Н. Лесков. Воительница. Выпейте-ка водички. И не плачьте. Деды наши говорили: «Москва сдезам не верит!» Увы, милая моя, не верит и до сих пор. Б. Полевой. Анюта. Я сказал: -Не бойцов! 87 беглецов, 87 мокрых куриц! Долгих разговоров у меня с вами не будет. Вы пустили слезу: примите нас. Москва слезам не верит. Не верю и я. А. Бек. Волоколамское шоссе. Когда Брынцалова назначили первым вице-премьером, многие думские пророки предсказывали шумный конфликт и роспуск Думы. Кто же больше всего этого испугался? <…> Засуетились депутаты, занервничали: куда после Думы податься? Москва, как известно, слезам не верит, ей только профессионалы нужны. Так не вставать же в подземном переходе с плакатом: «Подайте бывшему депутату Государственной думы». Огонек, № 15. 1998. «А что, — думал Медведев, шаря по карманам в поисках двушки. — Того и гляди Москва станет этаким вольным городом. По типу Западного Берлина. Тогда-то уж она совсем не поверит твоим слезам…» О, нет! Она была дорога ему, как мать. <…> Он все равно бесконечно любил этот город. В. Белов. Все впереди!.


Мудрец

На всякого мудреца довольно простоты.

И умный человек может совершить ошибку, его можно обмануть. Употребляется, когда умный, опытный человек поступает недальновидно, допускает оплошность, просчет.

Пословица исконно русская, хотя в других языках имеются близкие по смыслу аналогии. О народном происхождении свидетельствуют устаревшие ныне значения слов довольно — ‘достаточно’, ‘в избытке’ и простота — ‘наивность, простодушие’, ‘глупость’. Ср. Простота хуже воровства. Пословица активно употреблялась уже в XVIII в. Ее буквальный смысл помогает лучше понять древний вариант Во всяком мудреце довольно простоты.
Ничего вы не заметили. Вас возмутил мой дневник. Как он попал к вам в руки — я не знаю. На всякого мудреца довольно простоты. А. Островский. На всякого мудреца довольно простоты. «Сестры»… ни в чем себя виновными не признали… Крепкий был народ! Так и на каторгу ушли… На всякого, видно, мудреца довольно простоты. Д. Мамин-Сибиряк. Сестры. В простоте душевной я ни разу не заглянул в вагон все это время, — прямо комедия… Но теперь — «довольно простоты», как сказал драматург Островский. И — финиталя комедия. В. Ерофеев. Москва-Петушки}.

Ср.: И на старуху бывает проруха.


Муж

Муж и да жена — одна сатана.

Муж и жена одиноковы в своих действиях, желаниях, стремлениях. Употребляется, когда мужа и жену воспринимают как единое целое, связанное общими интересами, образом жизни и т. д.

Помилуйте, — плачет старушка, — да я его [должника] всякий день на улице вижу — он в своем доме живет. — Это вовсе и не его дом. У него нет дома: это дом его жены. — Ведь это все равно: муж да жена — одна сатана. Я. Лесков. Старый гении. Бабушка недолюбливала Зырянова, звала его только по фамилии, а тетку Марию жалела, но в жизнь их не вмешивалась. «Муж да жена — одна сатана», — говорила бабушка. В. Астафьев. Последний поклон. Жена его была живой, неустранимой уликой, памятливым свидетелем всей его той, былой, и этой вот теперешней, жизни, не зря говорят: муж да жена — одна сатана. А. Кривоносое. Я человек исторический.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Пословицы, поговорки, песни переделки, вопросы для знатоков и эрудитов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: