Халява. Хата. Хлеб. Хлеб. Хлеб. — история и происхождение пословиц.

Халява

На халяву и уксус сладкий.

Дармовое привлекательно, даже если совсем не нужно. Говорят тем или о тех, кто активно пользуется чём-л., обычно чужим, доставшимся легко или бесплатно.

Жаргонное выражение на халяву ‘бесплатно, даром’, являющееся частью пословицы, сформировалось на основе слова халява, холява, имеющего праславянский корень «cholav» и отражающего особо тесное взаимодействие восточнославянских и польского языков. Одни его значения и производные слова — «неряшливая, некрасивая женщина», «неряха, растрёпа» прямо связаны с украинской и белорусской лексемой халява холява «голенище», «обмотки вокруг обуви или нижней части портков», имеющими параллели во всех славянских языках. Современное же значение — «бесплатный, получаемый за чужой счет» — результат позднейшего развития языковой стихии русского жаргона, благодаря его употреблению в составе оборота на халяву.
Известный тезис «На халяву и уксус сладкий» в ходе нашего мероприятия практически не подтвердился: люди, услышав призыв через мегафон принять участие в дегустации, сначала стояли в сторонке и внимательно смотрели на происходящее. Аргументы и факты, № П. 1998. Где уксус сладок? [заголовок]. Итальянская область Эмилия-Романья знаменита во всем мире своим бальзамическим уксусом. Как ни странно, его употребляют внутрь. Уже семь веков подряд. Аргументы и факты, № 4. 1998.


Хата

Моя хата изба с краю, я ничего не знак.

Используется для выражения нежелания участвовать в решении како-го-л. вопроса, проблемы; говорится о человеке, демонстрирующем свою непричастность к чему-л.

Смердяков согласился лишь не сопротивляться убийству и <…> заранее выговорил себе у Дмитрия Карамазова позволения пролежать это время как бы в падучей, «а ты там убивай себе как угодно, моя изба с краю». Ф.Достоевский. Братья Карамазовы. ~~ А что же ты такое? — крикнул ему [Сачеку] Птаха. — Когда мы ваших из тюрьмы выручали, на смерть шли. А теперь, когда ревкому паны виселицу строят, так у вас «моя хата с краю, я ничего не знаю». Я. Островский. Рожденный бурей. Советом подсобить могу, тем более, что у Ниночки такие подруги. Но влезать в это дело официально — извини. <…> Тут Андропов фигурирует, Суслов! Ты что?! На фиг! Моя хата с краю! Ф. Незнанский, Э. Тополь. Красная площадь.

Ср.: Я не я и лошадь не моя, и я не извозчик; Не мой твой, ваш, наш воз, не мне тебе, вам, нам его везти; Наше дело телячье поел, да в захут; Не твоя печаль чужих детей качать.


Хлеб

Хлеб за брюхом не ходит.

Желающий что-л. получить, чего-л. добиться, должен сам приложить усилия для достижения цели — прийти, позвонить, найти, спросить и т. п.

Работы на наш горб хватит. Вашему брату из-за работников за столь верст колесить не надо. Под боком найдутся, на слушок сами издаля спину свою притащут. Не ходит ведь хлеб за брюхом, сказывают. Л. Сейфуллина. Виринея. Ну, милая, собирайся! Поедем ко мне со шкатулкой. Там деньги сполна получишь. — Настасья, однако, на это не подалась. — У нас, — говорит, — такого обычая нет, чтобы хлеб за брюхом ходил. Принесешь деньги — шкатулка твоя. Я, Бажов. Малахитовая шкатулка.


Хлеб

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Правду следует говорить всегда, независимо от отношений с людьми, не замалчивая даже из чувства благодарности неприятные факты.

Пословица связана с ритуальной и иной народной символикой хлеба и соли на Руси и у других народов ср.: Без соли, без хлеба — половина обеда. В старину особо уважаемым гостям при встрече подносили хлеб и соль; подносился кусочек хлеба с солью и во время присяги, причем — на кончике ножа; оделялись хлебом-солью и молодые на свадьбах. Буквальный смысл пословицы — в том, что стремление говорить истину важнее почестей и хлебосольства.
Годунов наклонился. Царь поцеловал его в голову. — Подойди и ты, Максим, я тебя к руке пожалую. Хлеб-соль ешь, а правду режь! Так и напредки чини. Выдать ему три сорока соболей на шубу! А.К. Толстой. Князь Серебряный.


Хлеб

Не хлебом единым жив человек.

Кроме забот о материальном благосостоянии, у человека должны быть духовные запросы и потребности. Говорят, когда хотят напомнить человеку о его душе. Выражение упрека или одобрения.

Пословица книжная, старославянская по происхождению. Восходит к Библии: «Не о хлебе едином будет жить человек, но всяким словом, исходящими из уст божиих» Второзаконие, VIII, 3; Матфей, IV, 4; Лука, IV, 4.
Графине Марье хотелось сказать ему [Николаю], что не о едином хлебе сыт будет человек, что он слишком много приписывает важности этим делам; но она знала, что этого говорить не нужно и бесполезно. Л. Толстой. Война и мир. — Нечего копаться — продолжает спокойно Капитан Иванович. И так видать. Что на трудодень — это еще не твое. Не единым хлебом жив человек. Отпало уже это — ценить колхоз только по килограммам. В. Овечкин. Гости в Стукачах. «Житель города Маркелово Фокин А.И. пишет нам». «То, что покупатели сегодня постоянно спрашивают у продавцов: » Есть ли в продаже мыло?», — свидетельствует только об одном: о том, что покупатели, видимо, забыли старую, но мудрую мысль: «Не мылом единым жив человек»». Литературная газета. 04.10.95. Синьор Томазо, не надо переводить все на хлеб. Мой сын готов играть за ваш клуб бескорыстно. Не хлебом единым жив футболист. Я достаточно обеспечена, чтобы прокормить его. А. Хорт. Вымогатели.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Пословицы, поговорки, песни переделки, вопросы для знатоков и эрудитов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: