Баба. Баба. Баба. Бабушка. Баня. - история и происхождение пословиц. |
![]() |
Баба
Баба с возу - кобыле легче.
Груб. Отказот предложенной помощи, денег, еды и т. д. или уход человека — это освобождение от лишних хлопот и проблем. Говорится с радостью и облегчением тому, кто отказывается от чего-л., покидает присутствующих и т. п., или — с обидой, если отказ неприятен, является неожиданным. Воз — повозка с кладью, часто нелегкой. С дочерью Евдоким Поликарпович не виделся пять лет, с тех пор, как Ольга, не спросясь отца, вдруг вышла замуж и бросила институт. — Ладно, — сказал он жене, когда та осторожно сообщила ему эту новость, — баба с возу — кобыле легче. И — все. Ф. Абрамов. Пути-перепутья, — Идите, граждане, но помните: будете обратно проситься в колхоз — мы тогда еще подумаем, принимать вас или нет! <...> Мы-то тоже без вас как-нибудь проживем! Уж плакать и убиваться не будем, факт! Баба с телеги — кобыле легче. М. Шолохов. Поднятая целина, — Второй вопрос: как вы лично относитесь к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера? — Да нет такой проблемы! — опять сплеча рубанул кандидат. <...> Теперь засмеялся Глеб и сказал: — Ну, на нет и суда нет! Мужики посмотрели на кандидата. — Баба с возу — коню легче, — еще сказал Глеб. — Проблемы нету, а эти... — 1леб что-то руками показал замысловатое, — танцуют, звенят бубенчиками.,. В. Шукшин. Срезал. Отведавший тыловой жизни кум-пожарник норовил с передовой убраться, а то еще, чего доброго, ненароком убьют. <...> И не устоял капитан, увел с собой Пафнутьева. «Кума с возу -~ кобыле легче!» — сказали во взводе. В. Астафьев. Пастух и пастушка. Ср.: Кума с возу — куму легче. Баба
Не знала баба горя забот, хлопот, <так да> купила порося.
Ирон. Сам себе доставил много лишних хлопот, беспокойства. Говорится иногда с недовольством, осуждением о себе или о ком-л. в связи с появлением новых, часто неожиданных и не совсем приятных забот, затруднений от сделанных приобретений, добровольно принятых на себя дел и обязанностей. Порося — прост, поросенок. Сколько стоило мне труда уломать его, чтобы поддержал в райкоме мой проект оросительного канала! «Не знала баба хлопот, да купила порося. Наживем мы, говорит, себе, Микола Ильич, горя с этим строительством». В. Овенкин. С фронтовым приветом. Знаете, дорогие читатели, такую поговорку: «не имела баба хлопот, так...». Правильно, купила порося... А теперь представьте, что человек не хотел порося покупать, но ему его подарили. На Восьмое марта. А вообще-то он его выиграл в лотерею. Выигрывать всегда приятно, но тут — порося, а вместе с ним, сами понимаете, хлопоты... Советская Россия. 12.05.88. Вар.: Не было у бабы забот хлопот, беды, визгу, так купила порося. Ср.: Сам себе хорек капкан нарек. Баба
<Пока> баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает.
Женский ум быстр и изворотлив. Говорится о женской способности быстро перебрать в уме все возможные варианты действий, взвесить все «за» и «против», принять решение и предусмотреть результаты; иногда — о способности перескакивать в разговоре и в мыслях с одной темы на другую. Вот и поднялся мой-то, дурья-то голова: женить, говорит, да женить, грех покрыть... Ну, думаю, ладно. Дай по-иному поверну Их, дураков, ягодка, все как-то манить надо. Все в согласье как будто. А до чего дело дойдет, сейчас на свое и повернешь. Баба, ведашь, с печи летит, семьдесят семь дум передумает, так где ж ему догадаться. Л. Толстой. Власть тьмы. — А то боялась, в Етнам пошлют или еще куда. Да скоро сахар начнут давать. За свеклу. Малому костюм надо справить, — быстро переключилась она с винта и Вьетнама на свои житейские работы — вот уж верно: пока баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает. Е. Носов. Во субботу, день ненастный. И столько было в ней [вдове] хитростей, столько уверток, что именно про нее и присловье сложили: Пока баба до полу с печки летит, любого мужика семьдесят семь раз обманет. Е. Пермитин. Алдодик. Бабушка
<Ото еще> бабушка надвое сказала: <либо дождь дождик, либо снег, либо будет, либо
нет>.
Еще неизвестно; нельзя с определенностью сказать сейчас, исполнится ли в будущем то, что предполагается, ожидается. Пословица в настоящее время разделилась на две части, которые могут употребляться самостоятельно, но с тем же значением. Надвое — двусмысленно, неопределенно, с возможностью двоякого понимания. Ну и что? Разве невозможно прожить сто восемнадцать лет? — Прожить-то, конечно, можно, но на мокрое дело человек в таком возрасте не пойдет. — Это еще бабушка надвое сказала. В. Пьецух. Новая московская философия}. В комнате она [Ульяна] больно дернула дочь за косу, все-таки запретив ей говорить с женихом с глаза на глаз. — Хоть он и благословенный тебе, да еще — либо дождик, либо снег, либо — будет, либо — нет, — сурово сказала она. М. Горький. Дело Артамоновых. Сейчас система контроля качества гарантирует высокое качество конечной продукции, а что будет после повышения потолка, тут еще бабушка надвое сказала... Нет, так рассуждать мы не имеем права. Комсомольская правда. 21.03.82. Его спросили, как с ремонтом. Этот безнадежный скептик [Кривицкий] уныло заключил: — Вот с ремонтом факт, остальное — бабушка надвое сказала. Надвое, а то и натрое. — Не бабушка, а главный инженер, — сухо поправил его Андрей. Д. Гранин. Искатели. Баня
Кто про что, а вшивый про баню о бане.
Груб., ирон. Каждый говорит о том, что его тревожит, волнует, что ему близко. Говорится в осмеяние того, кто придерживается в разговоре одной интересующей только его темы. Объяснил вполне популярно. Дуй дальше. Только не про войну. Войной я сыта вот так! - чиркнула Лида себя ребром ладони по горлу. - Так ведь кто про че, - я вовремя застопорил, чуть не брякнул: "А вшивый про баню". В. Астафьев. Звездопад. Кто о чем: вшивый - о бане, русский - о судьбе Отечества, Америка-о долларе! Нет, не быть мне американцем. Не быть. В. Барковский, А. Измайлов. Русский транзит. - Друг перед другом выхваляются. Одни схоронили с оркестром, другие, глядя на них, тоже. Лучше бы эти деньги на поминки пустить. <...> - Вот, я и говорю: кто про что, а ты про поминки. В, Шукшин. Хозяин бани и огорода. Ср.: У кого что болит, тот про то о том и говорит. |
|
|